Внутриматочная спираль (ВМС)

Внутриматочная спираль (ВМС). Введение и выведение внутриматочной спирали

Внутриматочная спираль или просто «спираль» - это один из наиболее популярных методов контрацепции, который вводится непосредственно в матку. На сегодняшний день имеется два основных вида внутриматочных спиралей в зависимости от материала, из которого она произведена (медный или медно-золотой сплав). Она завернута в пластиковый корпус, содержащий определенную концентрацию гормональных средств.

История внутриматочных спиралей

Первая внутриматочная спираль была разработана в начале ХХ века из шелковой нити и серебряной проволоки немецким гинекологом Эрнстом Графенбергом. С развитием термопластических материалов в конце 1950-х годов на рынке появились многообразные формы и модели ВМС. К сожалению, многие из них имели существенные недостатки, в частности вызывали возникновение тяжелых воспалительных процессов.

С 1970-х годов в состав включили медь, что повышало противовоспалительный эффект.

Форма и структура ВМС

Существуют разные размеры и типы ВМС. Форма спирали – Т-образная, хотя на данный момент также имеются спирали с формой «7». Ранее применялись металлические спирали, сегодня же их заменили пластиковые, внутри которых имеется основа медного или медно-золотого сплава, также может содержать серебро. Такой состав препятствует развитию воспалительного процесса. Размеры от 2,5 до 3,5 см. Также в состав могут входить и нейлоновые нити.

Показания к применению ВМС

Единственное показание к введению внутриматочной спирали – это контрацепция. Такой метод более применим для уже рожавших женщин.

Противопоказания к применению ВМС:

• ВМС противопоказана беременным женщинам;
  • при наличии воспаления женских половых органов;
  • крупных фибромиомах;
  • опухолях злокачественного характера в матке и ее шейке;
  • неясной этиологии кровянистые выделения из влагалища.

Осторожность следует соблюдать у женщин:

• с сахарным диабетом;
  • принимающих антидепрессанты;
  • с болезнями почек;
  • принимающих антикоагулянты.

Принцип действия ВМС

Внутриматочные спирали относят к абортивным методам контрацепции, то есть оплодотворенная яйцеклетка не имеет возможности прикрепиться к маточной стенке.

Преимущества внутриматочной спирали

• у такого метода контрацепции очень высокая эффективность (99% и выше);
  • не требуется контроль ежедневно;
  • продолжительный эффект;
  • после удаление ВМС – быстрое восстановление фертильности.

Недостатки внутриматочной спирали

• женщина должна ежемесячно после менструации контролировать наличие нитей ВМС во влагалище;
  • возможно повышения риска возникновения воспалительных процессов;
  • в первое время наличия ВМС (первые месяцы) менструации более болезненные;
  • риск внематочной беременности (очень низкий);
  • ВМС склонна к спонтанному выпадению;
  • возможно отрицательное влияние на маточный эндотелий с его истощением и сложностями в дальнейшем к прикреплению яйцеклетки.

Введение внутриматочной спирали

Перед началом процедуры врач объясняет пациентке о принципе введения внутриматочной спирали.

Проводится тщательный гинекологический осмотр для того, чтобы убедиться в отсутствии беременности, воспалительного процесса. Во время обследования изучается положение матки (это необходимо для наличия возможности ее перфорации, так как склонность к данному явлению определяется углом, под которым она располагается).

При помощи гинекологических зеркал производится осмотр непосредственно маточной шейки, обеззараживающие мероприятия (введение антисептиков). При повышенной чувствительности, а также при боязни женщины можно провести обезболивание (местное, внутрицервикально). При помощи специальных инструментов (цервикальных щипцов, маточного зонда) гинеколог исследует полость матки, определяя ее длину.

После этого начинаются этапы введения ВМС: сначала вводится проводник, а потом сама внутриматочная спираль. ВМС имеет длинные нити, которые после основной процедуры обрезаются, но оставляется небольшой длины участок для возможности дальнейшего коррегирования положения ВМС. Некоторые гинекологи после процедуры просят пациентку прощупать нити ВМС для того, чтобы знать как правильно они должны располагаться.

Очень важно во время введения ВМС соблюдать большую осторожность в плане техники введения, соблюдать правила антисептики. Особое внимание уделяется пациенткам, которые еще не рожали, так как шейка матки и сама матка у них более чувствительные к различным раздражителям, что может вызвать неприятные или даже болезненные ощущения до и после проведенной процедуры.

Спираль вводится в маточную полость сроком до десяти лет. Данную манипуляцию может проводит только врач-гинеколог. Строго соблюдается день цикла, на который производится данная манипуляция (а это от начала цикла – 3-4 день), так как именно в это время шейка несколько приоткрыта, что позволяет установить спираль. Важна также уверенность в том, что женщина не беременна.

После установки внутриматочной спирали в течение 8-10 дней стоит воздержаться от полового контакта.

Извлечение (выведение) внутриматочной спирали

Максимальный срок установки ВМС – это 10 лет. Разные производители рекомендуют разное время, после которого желательно ее удаление и таким образом в среднем внутриматочную спираль устанавливают на сроки от 3 до 5 лет.

Извлекается внутриматочная спираль также врачом-гинекологом.

Важной рекомендацией по удалению внутриматочной спирали является активная менструация. Именно в этот период удалять ВМС наиболее просто, удобно и безопасно. Для того, чтобы нити не оборвались, врач проводит извлечение медленно, постоянно создавай маленькие тракции (потягивания). Если во время извлечения возникает сопротивление, то тогда врач при помощи маточного зонда проникает в полость матки, чем помогает выведению ВМС.

Если осторожно и обычным способом извлечение не представляется возможным, то тогда при помощи расширителей врач производит некоторое расширение шейки матки, а при необходимости может провести и обезболивание.

Если ВМС расположена неправильно, либо сама матка имеет некоторое неправильное расположение, то тогда гинеколог производит фиксацию щипцами, что также облегчает извлечение спирали.

Бывает и так, что по каким-либо причинам нити спирали попали в матку и тогда их также стоит обнаруживать специальными внутриматочными щипцами или крючками.

Введение и удаление внутриматочной спирали в Киеве

В Клинике «Эл.Эн.» опытные и высококвалифицированные врачи-гинекологи производят введение и выведение внутриматочных спиралей. Мы исследуем все возможные риски и осложнения, проводим перед манипуляцией качественную диагностику женской репродуктивной системы, объясняем особенности ухода за таким методом контрацепции.

Вы можете быть уверенными, что благодаря специалистам Клиники «Эл.Эн.» защита от нежелательной беременности будет не только эффективной, но и безопасной!